Задать вопрос:

Директору      Психологу

Гимназия с.п. Али-юрт
Назрановского района

Годовой отчёт о проделанной работе учителя – логопеда за 2019-2020 учебный год.

25 августа 2020 - Администратор

 Годовой отчёт

о проделанной работе учителя – логопеда

Евлоева Р.Х

за 2019-2020 учебный год.

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществлялась на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации. Исходя из этого, были определены и реализованы в течение учебного года основные направления деятельности учителя-логопеда (диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно- методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа) в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в образовательной организации.

 

Диагностическое направление работы 

В рамках этого направления проводилось углубленное изучение детей, поступивших в первый класс и учащихся с ОВЗ. В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенностей речевого развития и причины возникновения проблем в развитии, определялись коррекционные методики воспитании, обучении и социализации учеников с ОВЗ.  Логопедическое обследование проводилось в

- сентябре (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Первичное логопедическое обследование позволило судить об уровне речевого развития детей, о том на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные универсальные действия. По результатам логопедического обследования были определены  основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы. В процессе осуществления логопедической помощи учащимся с нарушениями речи проводилось промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития детей (как в устной, так и в письменной речи).

 Результаты обследования учащихся начальных классов.

В период с 1 по 15 сентября 2019 г. было проведено первичное логопедическое обследование детей, поступивших в 1 классы (70 детей в возрасте 6-7 лет). Обследование проводилось по тестовой методике

 «Диагностика устной речи младших школьников», использовался альбом для логопеда. По итогам обследования 59% детей (47 учеников) правильно произносили все звуки русского языка, имели достаточный словарный запас и сформированный грамматический строй. У 41% детей (33 ученика) способность анализировать явления языка была снижена, нарушено звукопроизношение, недостаточно развиты фонематические процессы, выявлена бедность словарного запаса и синтаксических конструкций, у некоторых детей наблюдались аграмматизмы в самостоятельной речи.

В логопедический кабинет в первую очередь были зачислены дети с ОВЗ (по рекомендации ПМПК), и обучающиеся у которых нарушение речи может затруднить усвоение общеобразовательной программы. Первоклассники, имеющие нарушения произношения отдельных звуков, взяты на учет или были поставлены в очередь, даны рекомендации родителям по устранению дефектов звукопроизношения дома.

Сведения о наличии детей первых классов с нарушениями звуковой и смысловой сторон речи по классам представлены в таблице.

Класс

 

Нормальное речевое развитие

Недостатки устной речи

Зачислено в логопедический кабинет

1 А

 

19

8

6

1 Б

 

20

7

4

1 В

 

11

18

10

 

Большинство детей с нарушениями речи, поступивших в 1 классы 01.09.2019 года, были слабо подготовлены к обучению в школе. У них наблюдался низкий уровень знаний и сведений об окружающем мире, дети плохо ориентировались в пространстве, не всегда точно понимали инструкцию взрослого, мелкая моторика руки была недостаточно развита, мотивация учения крайне низкая. Дети не умели обобщать, сравнивать, анализировать предметы и явления, не могли контролировать свою речь, были некритичны к недостаткам своего звукопроизношения. Первоклассники с нарушениями речи испытывали  затруднения при составлении самостоятельного связного рассказа. Высказывания детей были нелогичны и непоследовательны. Дети нуждались в помощи учителя. Речь детей имела в основном форму диалога. Многие стремились к однословным ответам. У детей с нарушениями речи снижена способность к анализу языковых явлений, страдает речеслуховая память и внимание. Все вышеперечисленное осложняло коррекционную работу по преодолению недостатков речи, и привело к увеличению  времени коррекционной работы с некоторыми детьми. Родителям первоклассников, которые нуждались в более тщательном обследовании, было рекомендовано обратиться за консультацией к педагогу - психологу школы, посетить с ребенком  узких специалистов поликлиники. Родителям, дети которых не усваивали образовательную программу, было рекомендовано пройти с детьми центральную психолого-медико-педагогическую комиссию.

В письменной речи учащихся 2-4 классов выявлены недостатки:

- опора на неправильное проговаривание,

 - замены букв, соответствующие фонетически близким звукам,

 - искаженное воспроизведение букв на письме,

 - замены и смешения графически сходных букв,

 - неправильное деление предложений на слова, что проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.

 

Общие сведения о количестве зачисленных обучающихся, структуре речевых нарушений за 2019 - 20 учебный год.

 

 

 

 

Виды нарушений

Системное недоразвитие речи, обусловленное ЗПР

ОНР

(общее недоразвитие речи)

ФФНР

(фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков)

 

Зачислено на логопедические

Занятия

 

 

11

7

4

3

 

                             Отчет

 

 

1.Отчет  за  период  дистанционного обучения.

 

Логопедические занятия посещали  9  обучающихся (дистанционно).

Все дети, которым были рекомендованы коррекционные занятия, имеют системное недоразвитие речи.

Дети, зачисленные на  логопедические занятия, имеют нарушение фонематического слуха, звукопроизношения, грамматического строя речи, а также процессов чтения и письма. Большая часть детей имеет диагноз: " Низкий уровень сформированности всех языковых средств ( Системное  фонетико - фонематическое и лексико - грамматическое недоразвитие речи.) " Несколько учащихся имеют диагноз: " Низкий уровень сформированности языковых средств при преимущественном нарушении смысловой стороны речи."

1.Нарушение произношения у детей выглядит следующим образом:

- ламбдацизм- 4учащихся:

- ротацизм – 3 учащихся:

- сигматизм - 2 учащихся: осуществляется взаимосвязь со всеми участ- упражнения для мелкой моторики.

Проводились беседы для родителей по режиму дня в каникулы и выходные дни. Осуществлялись индивидуальные беседы  для сбора анамнеза по результатам обследования. Проводились консультации индивидуального характе.

Дифференциация звуков . Автоматизация звуков.

 Предоставляется необходимая методическая литература по различным видам работы с детьми имеющими на рушения речи различной сложности.

                                              Проблема.

1.     После занятия прошу родителей записать видео с интересующим меня материалом и скинуть мне. У одной девочки выходим на чистый Р, убирая Т и Д перед Р. Во время онлайн – занятия мне слышался чистый Р, а на записи от родителей я услышала призвук Д перед Р.

 

никами образовательного процесса.  Для их пользования приготовлен необходимый материал:

- артикуляционные упражнения:

- дыхательная гимнастика;

 

 

По результатам работы выпущены с улучшением и нормой устной и письменной речи 8 учеников.  Оставлено для продолжения логопедических занятий 11 детей с ОВЗ из 1 – 3 классов (все по рекомендации ПМПК).

 Цифровой отчет прилагается.

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционно-развивающее направление

В содержание данного направления входят следующие аспекты:

 - выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями речи коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

 - организация и проведение индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей.

В рамках этого направления работы выполнялись коррекционно-развивающие  программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ.

По результатам логопедического обследования были сформированы 4 группы от 3 до 5 детей и 2 подгруппы по 2 ученика. Индивидуальные занятия проводились с 4 учениками с ОВЗ из 1-3 классов. Все занятия проводились в соответствии разработанного перспективного коррекционного плана на каждую группу, подгруппу и расписания занятий в логопедическом кабинете.

 

Коррекционная  работа включала:

1. Развитие устной речи:              

- коррекция звукопроизношения;

- развитие фонематических процессов;

- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;

- обогащение словаря;

- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.

2. Совершенствование навыков чтения и письма.

3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

4.Развитие психических процессов: (внимания, памяти, мышления).

5.Здоровьесбережение (гимнастика для глаз, проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики).

6. Коррекцию отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственно - временных представлений и ориентации;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

 

 

 

 

 

 

Организационно-методическое направление работы

В рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности:

- разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ;

 - оказание помощи учителям первых классов в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов к коррекционным занятиям;

 -  ведение документации.

На протяжении учебного года были оформлены следующие документы: речевые карты на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарные планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, паспорт логопедического кабинета, журнал учёта посещаемости логопедических занятий, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

Учитель-логопед принимал участие в школьных  педсоветах, пополнял логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы, изучал информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации, изучал предлагаемые новые нормативно-правовые документы.

 

 

 

Консультативно-просветительское направление работы

В рамках этого направления в течение учебного года проводилось:

  - индивидуальные и групповые консультации родителей по вопросам речевого развития и коммуникации детей. Родители, по мере обращения, были ознакомлены с результатами обследования и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы, им давались рекомендации по выполнению домашней работы;

 -  индивидуальное консультирование по вопросам формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;

-  консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, по возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием детей с ОВЗ (с нарушениями речи) в процессе реализации инклюзивной практики.

Консультативную помощь получили родители троих будущих первоклассников. К сожалению, больше обращений не было.

В кабинете имеется стенд «Информация для родителей», материал которого регулярно обновляется.

Профилактическая работа заключалась в своевременном предупреждении у детей возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития.

 

Взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса

С учителями начальных классов:

Посещала уроки, проводимые учителями, с целью выработки единых речевых требований к детям с нарушениями речи.

Знакомила учителей с результатами обследования (начало года) и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы.

В течение года велась консультативная работа для учителей школы.

С педагогом-психологом:

Проводили совместное обследование детей и оформление необходимой  документации;

Знакомилась с результатами обследования психолога по готовности первоклассников к школьному обучению;

Знакомила психолога школы с результатами логопедического обследования первоклассников.

 

С родителями:

Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей;

С администрацией:

Принимала участие в заседаниях педагогического совета  учителей начальной школы.

Повышение квалификации

В течение учебного года изучала методическую литературу.

Работала на сайтах образовательных порталов: логопед-ру

 

Некоторые трудности в работе:

         Речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичным нарушением и  носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция и помощь педагога-психолога школы.

         Низкий контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания /дефекты звукопроизношения/.

Несмотря на некоторые отрицательные факторы, учителями и родителями отмечаются улучшения речевого развития всех учащихся, которые посещали логопедические занятия.

Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы выполнен.

 

Задачи на 2020 - 2021 учебный год

·        Продолжать совершенствовать методы и приёмы своей работы

·        Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов с ОВЗ

·        Укреплять взаимосвязь с родителями, учителями и специалистами школы.

·        Использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся-логопатов.

·        Повышать квалификационный уровень через работу на сайтах коррекционной педагогики.

 

 

                                                                                                                                         

Учитель-логопед:                      Елоева Р.Х.

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!