Годовой отчёт
о проделанной работе учителя – логопеда
Евлоева Р.Х
за 2019-2020 учебный год.
Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществлялась на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации. Исходя из этого, были определены и реализованы в течение учебного года основные направления деятельности учителя-логопеда (диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно- методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа) в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в образовательной организации.
Диагностическое направление работы
В рамках этого направления проводилось углубленное изучение детей, поступивших в первый класс и учащихся с ОВЗ. В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенностей речевого развития и причины возникновения проблем в развитии, определялись коррекционные методики воспитании, обучении и социализации учеников с ОВЗ. Логопедическое обследование проводилось в
- сентябре (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Первичное логопедическое обследование позволило судить об уровне речевого развития детей, о том на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные универсальные действия. По результатам логопедического обследования были определены основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы. В процессе осуществления логопедической помощи учащимся с нарушениями речи проводилось промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития детей (как в устной, так и в письменной речи).
Результаты обследования учащихся начальных классов.
В период с 1 по 15 сентября 2019 г. было проведено первичное логопедическое обследование детей, поступивших в 1 классы (70 детей в возрасте 6-7 лет). Обследование проводилось по тестовой методике
«Диагностика устной речи младших школьников», использовался альбом для логопеда. По итогам обследования 59% детей (47 учеников) правильно произносили все звуки русского языка, имели достаточный словарный запас и сформированный грамматический строй. У 41% детей (33 ученика) способность анализировать явления языка была снижена, нарушено звукопроизношение, недостаточно развиты фонематические процессы, выявлена бедность словарного запаса и синтаксических конструкций, у некоторых детей наблюдались аграмматизмы в самостоятельной речи.
В логопедический кабинет в первую очередь были зачислены дети с ОВЗ (по рекомендации ПМПК), и обучающиеся у которых нарушение речи может затруднить усвоение общеобразовательной программы. Первоклассники, имеющие нарушения произношения отдельных звуков, взяты на учет или были поставлены в очередь, даны рекомендации родителям по устранению дефектов звукопроизношения дома.
Сведения о наличии детей первых классов с нарушениями звуковой и смысловой сторон речи по классам представлены в таблице.
Класс |
Нормальное речевое развитие |
Недостатки устной речи |
Зачислено в логопедический кабинет |
|
1 А |
19 |
8 |
6 |
|
1 Б |
20 |
7 |
4 |
|
1 В |
11 |
18 |
10 |
Большинство детей с нарушениями речи, поступивших в 1 классы 01.09.2019 года, были слабо подготовлены к обучению в школе. У них наблюдался низкий уровень знаний и сведений об окружающем мире, дети плохо ориентировались в пространстве, не всегда точно понимали инструкцию взрослого, мелкая моторика руки была недостаточно развита, мотивация учения крайне низкая. Дети не умели обобщать, сравнивать, анализировать предметы и явления, не могли контролировать свою речь, были некритичны к недостаткам своего звукопроизношения. Первоклассники с нарушениями речи испытывали затруднения при составлении самостоятельного связного рассказа. Высказывания детей были нелогичны и непоследовательны. Дети нуждались в помощи учителя. Речь детей имела в основном форму диалога. Многие стремились к однословным ответам. У детей с нарушениями речи снижена способность к анализу языковых явлений, страдает речеслуховая память и внимание. Все вышеперечисленное осложняло коррекционную работу по преодолению недостатков речи, и привело к увеличению времени коррекционной работы с некоторыми детьми. Родителям первоклассников, которые нуждались в более тщательном обследовании, было рекомендовано обратиться за консультацией к педагогу - психологу школы, посетить с ребенком узких специалистов поликлиники. Родителям, дети которых не усваивали образовательную программу, было рекомендовано пройти с детьми центральную психолого-медико-педагогическую комиссию.
В письменной речи учащихся 2-4 классов выявлены недостатки:
- опора на неправильное проговаривание,
- замены букв, соответствующие фонетически близким звукам,
- искаженное воспроизведение букв на письме,
- замены и смешения графически сходных букв,
- неправильное деление предложений на слова, что проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.
Общие сведения о количестве зачисленных обучающихся, структуре речевых нарушений за 2019 - 20 учебный год.
|
|
Виды нарушений |
|||
Системное недоразвитие речи, обусловленное ЗПР |
ОНР (общее недоразвитие речи) |
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) |
НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков) |
||
Зачислено на логопедические Занятия |
|
11 |
7 |
4 |
3 |
Отчет
1.Отчет за период дистанционного обучения.
Логопедические занятия посещали 9 обучающихся (дистанционно).
Все дети, которым были рекомендованы коррекционные занятия, имеют системное недоразвитие речи.
Дети, зачисленные на логопедические занятия, имеют нарушение фонематического слуха, звукопроизношения, грамматического строя речи, а также процессов чтения и письма. Большая часть детей имеет диагноз: " Низкий уровень сформированности всех языковых средств ( Системное фонетико - фонематическое и лексико - грамматическое недоразвитие речи.) " Несколько учащихся имеют диагноз: " Низкий уровень сформированности языковых средств при преимущественном нарушении смысловой стороны речи."
1.Нарушение произношения у детей выглядит следующим образом:
- ламбдацизм- 4учащихся:
- ротацизм – 3 учащихся:
- сигматизм - 2 учащихся: осуществляется взаимосвязь со всеми участ- упражнения для мелкой моторики.
Проводились беседы для родителей по режиму дня в каникулы и выходные дни. Осуществлялись индивидуальные беседы для сбора анамнеза по результатам обследования. Проводились консультации индивидуального характе.
Дифференциация звуков . Автоматизация звуков.
Предоставляется необходимая методическая литература по различным видам работы с детьми имеющими на рушения речи различной сложности.
Проблема.
1. После занятия прошу родителей записать видео с интересующим меня материалом и скинуть мне. У одной девочки выходим на чистый Р, убирая Т и Д перед Р. Во время онлайн – занятия мне слышался чистый Р, а на записи от родителей я услышала призвук Д перед Р.
никами образовательного процесса. Для их пользования приготовлен необходимый материал:
- артикуляционные упражнения:
- дыхательная гимнастика;
По результатам работы выпущены с улучшением и нормой устной и письменной речи 8 учеников. Оставлено для продолжения логопедических занятий 11 детей с ОВЗ из 1 – 3 классов (все по рекомендации ПМПК).
Цифровой отчет прилагается.
Коррекционно-развивающее направление
В содержание данного направления входят следующие аспекты:
- выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями речи коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организация и проведение индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей.
В рамках этого направления работы выполнялись коррекционно-развивающие программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ.
По результатам логопедического обследования были сформированы 4 группы от 3 до 5 детей и 2 подгруппы по 2 ученика. Индивидуальные занятия проводились с 4 учениками с ОВЗ из 1-3 классов. Все занятия проводились в соответствии разработанного перспективного коррекционного плана на каждую группу, подгруппу и расписания занятий в логопедическом кабинете.
Коррекционная работа включала:
1. Развитие устной речи:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематических процессов;
- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
- обогащение словаря;
- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.
2. Совершенствование навыков чтения и письма.
3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.
4.Развитие психических процессов: (внимания, памяти, мышления).
5.Здоровьесбережение (гимнастика для глаз, проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики).
6. Коррекцию отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственно - временных представлений и ориентации;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
Организационно-методическое направление работы
В рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности:
- разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ;
- оказание помощи учителям первых классов в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов к коррекционным занятиям;
- ведение документации.
На протяжении учебного года были оформлены следующие документы: речевые карты на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарные планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, паспорт логопедического кабинета, журнал учёта посещаемости логопедических занятий, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.
Учитель-логопед принимал участие в школьных педсоветах, пополнял логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы, изучал информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации, изучал предлагаемые новые нормативно-правовые документы.
Консультативно-просветительское направление работы
В рамках этого направления в течение учебного года проводилось:
- индивидуальные и групповые консультации родителей по вопросам речевого развития и коммуникации детей. Родители, по мере обращения, были ознакомлены с результатами обследования и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы, им давались рекомендации по выполнению домашней работы;
- индивидуальное консультирование по вопросам формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;
- консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, по возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием детей с ОВЗ (с нарушениями речи) в процессе реализации инклюзивной практики.
Консультативную помощь получили родители троих будущих первоклассников. К сожалению, больше обращений не было.
В кабинете имеется стенд «Информация для родителей», материал которого регулярно обновляется.
Профилактическая работа заключалась в своевременном предупреждении у детей возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития.
Взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса
С учителями начальных классов:
Посещала уроки, проводимые учителями, с целью выработки единых речевых требований к детям с нарушениями речи.
Знакомила учителей с результатами обследования (начало года) и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы.
В течение года велась консультативная работа для учителей школы.
С педагогом-психологом:
Проводили совместное обследование детей и оформление необходимой документации;
Знакомилась с результатами обследования психолога по готовности первоклассников к школьному обучению;
Знакомила психолога школы с результатами логопедического обследования первоклассников.
С родителями:
Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей;
С администрацией:
Принимала участие в заседаниях педагогического совета учителей начальной школы.
Повышение квалификации
В течение учебного года изучала методическую литературу.
Работала на сайтах образовательных порталов: логопед-ру
Некоторые трудности в работе:
• Речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичным нарушением и носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция и помощь педагога-психолога школы.
• Низкий контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания /дефекты звукопроизношения/.
Несмотря на некоторые отрицательные факторы, учителями и родителями отмечаются улучшения речевого развития всех учащихся, которые посещали логопедические занятия.
Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы выполнен.
Задачи на 2020 - 2021 учебный год
· Продолжать совершенствовать методы и приёмы своей работы
· Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов с ОВЗ
· Укреплять взаимосвязь с родителями, учителями и специалистами школы.
· Использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся-логопатов.
· Повышать квалификационный уровень через работу на сайтах коррекционной педагогики.
Учитель-логопед: Елоева Р.Х.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Гимназия Назрановского района, с.п. Али-юрт © 2012 | Разработка сайта: Web-студия Slashing